Консультации педагога-психолога

1. Поговорить с ребенком
На полном серьезе, доброжелательно выяснить у него, чего именно он боится, почему, кто живет в его темной комнате, что он может сделать малышу и зачем он вообще пришел? Иными словами, так вы сможете установить фактор, давший «старт» врожденной программе страха.
2. Контролировать увиденное
Нужно проследить за тем, чтобы ребенок не имел доступа к просмотру кровавых и пугающих фильмов, не играл в такие же компьютерные игры. Любой страх — как костер, если в него подбрасывать дрова, он будет разгораться все больше и больше.
Следите за своей речью, постарайтесь в присутствии ребенка не обсуждать негативных тем и уж тем более не стоит пугать непослушного малыша злыми персонажами, которые «придут и в лес унесут».


3. Исследовать комнату и подарить талисман
Постарайтесь вместе с ребенком исследовать темную комнату. Пройдите по ней вдвоем или всей семьей, включив ночник, и покажите чаду, что ни в одном углу никто не спрятался.
Скажу сразу, работает этот совет не всегда. Дело в том, что в присутствии родителей малыш вроде бы успокаивается. А как только наступает ночь и гасят свет, он категорически отказывается оставаться один. Потому как от души верит, что чудовища, которых прогнали папа и мама, вернутся. Поэтому я предпочитаю «долгосрочную» профилактику.
Мама и папа оставляют в комнате у ребенка кого-то или что-то, способное прогонять монстров. Пусть это будет специально купленная игрушка или новый ночник. Главное — чтобы ребенок поверил, что с этой штукой ему теперь ничего не грозит.
4. Визуализация страха и превращение его в доброе существо Дополнительный способ. Попросите ребенка нарисовать монстра — так он его визуализирует и поймет, что он не так и страшен, ведь воображение всегда рисует более «красочные» картинки. Обязательно в конце превратите чудовище в доброжелательного монстрика, нарисуйте ему широкую улыбку и добрые глаза. Поговорите и поиграйте с ним вместе с ребенком.


Что родителям делать нельзя?
Критиковать и смеяться над ребенком. Если ваш малыш признался, что боится оставаться один в своей комнате, ложиться спать вечером потому, что в темноте страшно, не критикуйте его и не называйте трусом. Это для вас затаившиеся у шкафа страшилки – нереальны. Для ребенка они самые что ни на есть настоящие. И он не капризничает, когда сообщает о своем страхе, как думают некоторые родители, а выражает вам доверие. Он делится с вами своей главной бедой.
Вышибать «клин клином». Это тот самый метод моей бабушки. Если ребенок боится темноты, не стоит закрывать его намеренно в темной комнате, чтобы он осознал, что повода для страха нет. Это способно вызвать панику и закрепить ужас, сделав из него настоящую фобию.
Ни в коем случае нельзя включаться в эту игру. Если малыш говорит, что у него под кроватью живет дракон, не нужно заглядывать туда и восклицать: «Ой, и правда страшный какой! Вот не будешь слушаться, обязательно вылезет и цапнет тебя за ногу!». Малыш поверит. И страх усилится в разы.

«Наказание или поощрение?»

Всем нам приходится хвалить и наказывать своих детей. Сколько существует педагогика, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Каждый, кто воспитывает ребенка, знает, что с помощью поощрения можно научить малыша осмыслить и оценить свой поступок, помочь ему отличить хорошее от дурного. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к поощрениям.

Одни родители боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу как главный метод воспитания. Наказание и поощрение играют большую роль в воспитании ребенка. И наказание, и поощрениепризваны вырабатывать условный рефлекс: за правильным поведением следует поощрение, за неправильным – наказание.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость.

Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, всегда несет негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего. Ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки. Но не стоит оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавал и оценивал свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие.

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения, поддерживает, усиливает положительные способы поведения, активирует их проявление.

Но применяя поощрение, нужно соблюдать чувство меры. Если ребенка хвалят за каждый поступок, то этот метод воспитания теряет свой смысл и силу. Особенно снижает воспитательный эффект этого метода незаслуженное одобрение. Вместе с тем выразительный жест, улыбка, доброе слово, высказанное вовремя, к месту и умело,все это сильнее средства морального воздействия на ребенка: медлительный старается стать проворным, шалунишка – оправдать доброе мнение о себе.

Главное поощрять ребенка необходимо за действительные успехи в поведении, в учебе, в выполнение трудовых дел.

Наказание –сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб.

Если наказание помогает малышу осознать свою вину и не унижает его человеческого достоинства, а наоборот, поднимает чувство ответственности за свои действия, то в этом случае оно педагогически оправдано и допустимо.

Очень важно также при совершении ребенком проступка выяснить его мотивы: сделал ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценить случившееся. Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостями и самим ребенком!

Детские шалости :

их можно разделить на 4 группы:

1. Поступки невольные, которые совершаются детьми в силу неведенья, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек.

2. Поступки – шалости, которые являются вариантом игры.

3. Поступки, вызванные характерными признаками переутомления ребенка, перевозбуждения нервной системы. Виноваты в этом чаще всего бывают родители, так как не организовали интересную деятельность самого ребенка.

4. Наказание допустимо за преднамеренные поступки, когда ребенок сознательно игнорирует разумные требования отца и матери, когда игнорируются общепринятые нормы поведения.

Какие же наказания педагогически допустимы?

1.Отрицательная оценка определенных действий и поступков ребенка: укоризненный взгляд, короткое замечание, упрек.

2. Временное изменение обычно теплого отношения на более холодное,официальное: лишение ласки, к которой привык ребёнок.

3. Временное запрещение заниматься любимым делом. Например, отказаться от предлагаемой помощи, запрещение общения с любимым товарищем.

4. Отмена или отсрочка исполнения обещания, отказ выполнить просьбу.

5. Предупреждение ребенка о том, что если поступок повторится, то о нем придется рассказать папе, маме.

6. Метод естественных последствий (насорил – убери, разлил воду – вытри, оторвал пуговицу – пришей) .

На практике некоторые родители используют и такие методы,которые: наносят серьезный урон становлению детской психики.

Во – первых, нельзя наказывать детей трудом, следствием которого является возникновение у ребят отрицательного отношения к труду.

Во – вторых,недопустимо использовать запугивание и угрозы:

«Отдам Бабе-Яге»«Выброшу на улицу», не при каких обстоятельствах категорически нельзя говорить ребёнку: «Я тебя больше не люблю».

В – третьих, недопустимы все виды телесных наказаний, вплоть до самых «мягких шлепков» и «ласковых подзатыльников».

Вред физических наказаний прежде всего в том, что применение их ведет к перевозбуждению нервной системы, калечит ребенка духовно, превращает его в озлобленного и апатичного человек, порождает в детях страх, трусость, лживость.

Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, значит ты плохой!» Но следует, прежде всего, донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок.

Лучше сказать так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидал (а). Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?»

Необходимо,чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний.

Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы.И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!»

Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Памятка для родителей:

«Искусство наказывать и поощрять».

1. Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказанияНаказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

2. Когда выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

3. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делать ему плохое.

4. При наказании не припоминайте прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно.

5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Позже, в отсутствие ребенка, можно выяснить свои разногласия.

6. Наказывая, не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка. Нельзя бить ребенка, обзывать бранными словами, кричать, надолго ставить в угол, наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).

7. Нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день.

8. Не стоит наказывать перед сном – ребенок будет плохо спать.

9. Не ругайте ребенка за едой – пища будет плохо усваиваться.

10. Помните,что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

— нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

— проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

— упрямство – свидетельство желания быть независимым;

— агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

— суета, беготня – ребенок дает выход накопившейся энергии.

11. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону

Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания – уважения к личности ребенка в состоянии с разумной требовательностью к нему.

В воспитании не должно быть места необдуманным запретам,но также надо строго придерживаться такого правила: «Что если, что то нельзя, значит это нельзя, ни когда».

Желаю Вам успехов в воспитании ваших детей.

«Если ребенок сосет палец»

Для родителей это становится настоящей проблемой и вызывает огромное беспокойство. Родители боятся, что это может быть признаком какой-то болезни. Боятся, что отучить ребенка от этой привычки им будет сложно. Почему же дети сосут пальцы?

Психологи утверждают, что сосание пальца – это проявление нереализованного инстинкта сосания, а также способ для ребенка успокоить себя, уменьшить чувство одиночества, убаюкать себя. Довольно часто привычка сосать палец может проявиться у ребенка примерно в три месяца, когда ребенок сам в состоянии поднести свою ручку ко рту. Это означает, что малыш во время кормлений не удовлетворяет свой инстинкт сосания. Почему же все таки ребёнок сосёт палец? Что же это? Вредная привычка? Может, баловство? Или признак болезни?

Попробуем разобраться.

— неудовлетворённость сосательного рефлекса

Эта причина распространена среди детей грудного возраста. Когда малыш наедается слишком быстро и не утоляет сосательный рефлекс, он не успокоится, пока не насосётся вдоволь. Это нормально, однако Вам следует контролировать этот процесс. Иногда детишки «перевыполняют» норму и когда приходит время кушать, они отказываются от груди, так как уже устали сосать.

— чувство голода

Это также свойственно грудным детям. Если кроха проголодалась, она необязательно должна поднять крик, способный разбудить мёртвого. Дети инстинктивно пытаются удалить чувство голода, инсценируя обычный процесс приёма пищи.

— прорезывание зубов

Когда у малыша режутся зубки, он ощущает неприятный зуд во рту, поэтому пытается унять его всеми доступными способами. За неимением подручных средств, в ход идут пальцы, которые ребёнок активно обсасывает, снижая тем самым неприятные ощущения.

— попытка успокоиться

Процесс сосания ассоциируется у ребёнка с материнской защитой, ведь с первых дней жизни самым уютным и комфортным местом была мамина грудь. В моменты, когда ребёнок ощущает страх, растерянность, недовольство, он прибегает к этой привычке, которая действительно оказывает успокаивающий эффект.

— заявление о недостатке внимания

Также дети подсознательно такими действиями показывают, что испытывают недостаток родительской заботы и ласки. Детки постарше становятся более предоставленными самим себе и могут посчитать себя одинокими и брошенными, поэтому не оставляйте их привычку без внимания.

— скука

Если вовремя не отучили ребёнка сосать палец, то привычка станет трудноискоренимой. В моменты, когда ребёнок будет скучать, он вполне может по привычке снова и снова возвращаться к этому занятию.

Вредной привычкой можно считать, если ребенок сосет палец после трех лет. Такая привычка часто переходит в обгрызание ногтей. Такому ребенку необходима помощь!

Что же делать? Чем можно помочь ребенку?

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

— Не бороться с привычкой, а устранять ее, выясняя причины возникновения.

— Установить с ребенком доверительные отношения. Важно заметить испуг или тревогу и вовремя успокоить малыша (приласкать, взять на руки, поговорить, спеть песенку, прочитать любимую сказку, просто отвлечь чем-либо).

— Обязательно установите рамки дозволенного. Запретов не должно быть слишком много, но они должны быть неизменными (залезать на подоконник никогда нельзя, посуду с плиты брать нельзя, открывать шкафчик с лекарствами нельзя, и т. д.).

-У ребенка жизнь должна быть интересной, насыщенной разными впечатлениями, разнообразными играми, но не перегруженной. Деятельность активная должна сменяться более спокойными играми.

— Хвалите чаще своих малышей, отвлекайте их от плохих мыслей.

-Поощряйте общение с другими детьми.

-Если ребенок грызет ногти, надо уменьшить интеллектуальные нагрузки. Данная привычка указывает на умственную и эмоциональную перегруженность.

-Обязательно контролируйте просмотр телевизора, игры на компьютере, не читайте страшные сказки (все это вызывает страх и тревожность).

Разные родители пользуются разными способами, пытаясь отучить ребенка сосать палец. Они мажут палец чем-то неприятным ребенку, например, горчицей или солью, покрывают ногти ребенка специальным лаком. Но часто дети смывают намазанную смесь и продолжают сосать палец. Нельзя ругать ребенка за то, что он сосет палец, насильно вырывать его руку изо рта. Лучше, если родители, заметив у ребенка палец во рту, будут время от времени осторожно вынимать пальчик ребенка изо рта, отвлекая его игрушками или пальчиковыми играми, например, в «ладушки».

Совсем маленьких детей некоторые родители отучают сосать палец, заменяя его соской-пустышкой. Но в последствии, от соски-пустышки ребенка тоже приходится отучать, а это дополнительные проблемы. Ребенку, который начал сосать палец в возрасте около года, соску-пустышку специалисты вообще советуют не давать, если раньше малыш не пользовался ею.

Если родителям очень хочется отучить сосать палец ребенка, которому уже больше 4 лет, то они могут попробовать договориться с малышом. Например, не полностью запретить ребенку сосать палец, а позволить ему делать это только дома, но не на улице или в гостях. Или можно разрешить ребенку сосать палец только перед сном. Предлагая ребенку вместо сосания пальца какие-нибудь интересные занятия, общение с другими детьми, родители помогут малышу поскорее распрощаться с этой привычкой.

Консультация для родителей Тема: «Родительские установки»

«О том, как влияют родительские установки на развитие детей. «

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к.психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое — сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и т. д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ И ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…». влечет

(Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.) Позитивная установка — «Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!».

«Горе ты моё!» влечет (Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.) Позитивная установка —«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!» влечет (Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.) Позитивная установка —«Поплачь, будет легче…».

«Вот дурашка, всё готов раздать…». влечет (Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.) Позитивная установка —«Молодец, что делишься с другими!».

«Не твоего ума дело!». влечет (Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.) Позитивная установка —«А ты как думаешь?».

«Ты совсем, как твой папа (мама…». влечет (Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.) Позитивная установка —«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!».

«Ничего не умеешь делать, неумейка!». влечет (Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.) Позитивная установка —«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!».

«Не кричи так, оглохнешь!» влечет (Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.) Позитивная установка —«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!».

«Неряха, грязнуля!». влечет (Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.) Позитивная установка —«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике). влечет (Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.) Позитивная установка —«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого».

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!». влечет (Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.)Позитивная установка —«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!».

«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь!» влечет (Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.) Позитивная установка-«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!».

«Уйди с глаз моих, встань в угол!» влечет (Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.) Позитивная установка —«Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!». влечет (Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.) Позитивная установка —«Давай немного оставим папе (маме) ит. д. «

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» влечет (Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.) Позитивная установка —«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…».

«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!». влечет (Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.) Позитивная установка —«Как ты мне нравишься!».

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!». влечет (Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.) Позитивная установка — «Смелее, ты всё можешь сам!».

«Всегда ты не вовремя подожди…». влечет (Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя», повышенное психоэмоциональное напряжение.) Позитивная установка — «Давай, я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!». влечет (Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.) Позитивная установка —«Держи себя в руках, уважай людей!».

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

• Я сейчас занят (а…

• Посмотри, что ты натворил!

• Как всегда — неправильно!

• Когда же ты научишься!

• Сколько раз тебе можно повторять!

• Ты сведёшь меня с ума!

• Что бы ты без меня делал!

• Вечно ты во всё лезешь!

• Уйди от меня!

• Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе…

• Я радуюсь твоим успехам!

• Что бы не случилось, наш дом — наша крепость.

• Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!